Что такое «Мобильный кошелек»?

Как оказалось, пользоваться «Мобильным кошельком» не только удобно (телефон всегда с вами), но и выгодно. К примеру, если вы захотите положить деньги на счет сотового оператора, то подавляющее большинство терминалов возьмет с вас комиссию, а через «кошелек» перевод осуществляется без дополнительной платы. Не удивительно, что основанная в сентябре 2006 года уже через пять месяцев система насчитывала боле 40 тыс. пользователей. Людей можно понять: зачем платить с комиссией и куда-то идти, если можно делать это бесплатно и не сходя с места. Причем список провайдеров в «кошельке» гораздо шире, чем в любом терминале приема платежей, к тому же в него включены некоторые интернет-сервисы (самые известные — allofmp3.com, «Мамба») и даже совсем приземленные и бытовые вещи: МГТС, Ростелеком, ЖКХ, Мосэнерго и т.п. Полный перечень того, что можно оплатить «Мобильным кошельком», находится здесь>>>, но список постоянно расширяется. К примеру, сейчас ведутся переговоры с крупными интернет-магазинами об оплате их услуг — пользователи «кошелька» не станут отдавать «живые» деньги курьеру, а просто будут оплачивать выставленный магазином счет через сотовый телефон.

Что такое «Мобильный кошелек»?

Для пользователя это прежде всего Java-приложение, которое стоит в его телефоне. Апплет можно получить несколькими способами:

1. Ввести номер телефона на странице>>> и получить SMS с WAP-cсылкой на бесплатную программу, после загрузки установить приложение. Заплатить необходимо только за WAP-трафик
2. Отправить SMS на номер 7015 с текстом MW, стоимость SMS — 0,15 USD без НДС. В ответ на телефон придет опять-таки WAP-ссылка.
3. Зайти на WAP-сайт wap.mobw.ru со своего мобильного телефона и скачать приложение Mobile Wallet.
4.Скачать JAVA-приложение с сайта www.mobw.ru>>> и затем установить его в телефон

Сколько это стоит?

Программа Mobile Wallet предоставляется разработчиками бесплатно. В случае если пользователь скачивает ее через WAP, то он оплачивает соответствующий WAP-трафик. Например, в столичном «МегаФоне» в тарифном плане «Вызов L» 100 Кб (а именно столько «весит» приложение) стоит 25 руб. Если скачивать программучерез интернет, то ее установка и вовсе обойдется бесплатно.  Дальнейший трафик стоит несопоставимо меньше, так как «Мобильный кошелек» использует для транзакций не WAP-GPRS, а Internet-GPRS, и это существенно. Например, в столичном «МегаФоне» в тарифе «Вызов L» Internet-GPRS стоит 7 руб за Мб, а WAP-GPRS — 250 руб, то есть, в 35 раз дороже. Одна транзакция (выставление / оплата счета, проверка баланса и т.п.) «весит» около 1 Кб. Если проводить по 10-20 транзакций за 30 дней, то стоимость трафика составит не более 15 копеек в месяц.

Дополнительные  траты возникают, когда GPRS не работает. Тогда передача данных ложится на плечи SMS, и каждая транзакция будет стоить пользователю как одно текстовое сообщение по его тарифному плану (обычно — несколько центов).

Не берется комиссия за следующие действия: оплата услуг большинства сотовых операторов, интернет-провайдеров, провайдеров платного ТВ, интернет-услуг, операторов фиксированной и дальней связи. Комиссия оплаты услуг ЖКХ составляет 1,0% (например, если вы платите 2500 руб, то на комиссию придется 25 руб.) . Если переводить деньги на «Мобильный кошелек» с электронных денежных систем (Webmoney, Яндекс Деньги, MoneyMail, Е-порт и т.д.), то комиссия составит от 1,0% до 1,5%. Обратный процесс будет стоить вам 0,5% перечисляемой суммы. Что удобно: всегда, когда взымается комиссия, пользователя уведомляют об этом перед тем, как он сделает платеж. Если комиссия не указана, значит она равна нулю.

Наибольшая комиссия — 4% взымается за обналичивание средств кошелька. Делается это через систему переводов «CONTACT» (http://www.contact-sys.com) и выглядит следующим образом: заходим в меню, далее «Провести платежи» — «Платежные системы» — «Мобильный кошелек» — «Получить деньги», вводим ФИО получателя, банк (в списке представлены все регионы России с наиболее крупными населенными пунктами, на Москву приходится около 300 банков и филиалов) и сумму. По сути опция обналичивания реализована в виде денежного перевода. Неважно, сами себе вы его отправили и получили в соседнем с домом банке, или деньги ушли родственникам в Урюпинск, комиссия будет одна и та же — 4%. Кстати, если смотреть на этот сервис именно как на денежные переводы, то 4% — не такая большая сумма, некотрые крупные операторы берут до 10%.  Добавим, что минимальная переводимая сумма — 1000 рублей.

Как пополнять счет?

Основным способом пополнения баланса «Мобильногокошелька» служат точки приема платежей и автоматы самообслуживания компании «ОСМП» (www.osmp.ru), комиссия при этом отсутствует. Альтернативный способ — пункты оплаты счетов и платежных терминалах компании «E-port» (www.e-port.ru) или пункты платежей «CONTACT», расположенные на территории РФ (минимальный платеж — 1000 рублей). Всего по Москве существует около 7000 пунктов, где можно пополнить баланс «Мобильного кошелька», но, к сожалению, единого списка мест приема платежей не существует: если стационарные точки еще можно указать, то автоматы самообслуживания по большей части принадлежат частным предпринимателям, которые могут менять место расположения терминала по несколько раз в квартал. Для систематического пополнение «кошелька» необходимо или посещать стационарные пункты приема платежей, или искать рядом с домом или работой терминалы «ОСМП» или «E-port». Но надо сказать, что у нас поиск терминала «ОСМП» не вызвал затруднений: мы посмотрели на сайте компании ближайший к нам аппарат (он оказался по адресу Ленинградский пр., д50), и обнаружили его в продовольственном магазине, в торце здания.
И, наконец, мы уже упоминали способ пополнения баланса через электронные системы WebMoney, Яндекс Деньги, MoneyMail и др., но в этом случае взымается комиссия 0,5% (для транзакций задействуется сервис ROBOXchange — www.roboxchange.com).

Какие преимущества?

Главное преимущество «Мобильного кошелька» — бескомиссионная оплата счетов за связь, интернет и многое другое. Установка и эксплуатация программы также ничего (или почти ничего) не стоит. Если программа вам не понравится, вы всегда можете ее удалить, не потеряв при этом ничего.

Второе важное преимущество — широкий список провайдеров, чьи услуги можно оплатить через «Мобильный кошелек», полный их список тут>>>.

Третье: если по каким-то причинам GPRS пропадет, транзакции можно будет осуществлять через SMS — сервис, который работает всегда. Но стоит помнить, что при этом существенно урезаются функции программы и повышается стоимость запроса пропорционально стоимости SMS.

Четвертое: «Мобильный кошелек» взаимосвязан (хоть и через небольшой процент комиссий) с распространенными денежными системами: WebMoney, Яндекс Деньги,MoneyMail и др.

Пятое: безопасность транзакций обеспечивается специальным шифрованием и недоступно для взлома даже если обмен информацией осуществляется через сравнительно открытый стандарт SMS. Доступ к Java-приложению Mobile Wallet пользователь может «запаролить», таким образом никто кроме вас не сможет воспользоваться «кошельком». Даже если телефон украдут, ваш кошелек останется невредим. Вы спокойно аннулируете у оператора утраченную SIM-карту, восстанавливаете номер, вставляете новую «симку» в другой аппарат, закачиваете «Мобильный кошелек» и при установке выбираете «Восстановить» — все данные будут на телефоне восстановлены. Украденный аппарат конечно таким образом не вернуть, но деньги в «кошельке» сохранить можно и нужно.

Какие недостатки?

Главная проблема, с которой нам пришлось столкнуться — настройки GPRS. Казалось бы что тут сложного — эти настройки уже имеются в большинстве телефонов, а если и нет — они автоматически могут быть установлены по запросу в абонентскую службу оператора. Но речь не идет о WAP-GPRS настройках — для «Мобильного кошелька» используется Internet-GPRS, как если бы телефон использовался в качестве модема для подключения компьютера к интернету. Профиль Internet-GPRS установлен далеко не во всех телефонах — его часто можно встретить в коммуникаторах и смартфонах, но в обычных трубках точку доступа придется создавать руками (автоматические установки Internet-GPRS операторы чаще всего не поддерживают). Подробная инструкция по настройке новой точки доступа Internet-GPRS находится здесь>>>. Если вам лень вбивать настройки самому, то вы можете воспользоваться платной услугой (0,3 USD без НДС) и отправить SMS на номер 4444 с текстом web ххх (пробел между web и ххх обязателен), где ххх – марка и модель телефона латиницей (например, web nokia6680, web sumsungd500, web siemenscx75, web sonyericssonk300i, web motorolal6).

Особых претензий к программе у нас больше нет, есть лишь несколько советов разработчику по улучшению сервиса. Например, в существующей версии «Мобильного кошелька» список провайдеров содержит всех, кто сотрудничает с системой. Для улучшения навигации разработчики вынесли наверх списков самые популярные пункты (например, «МегаФон», МТС, «Билайн»), и к тому же разнесли их по разделам («Сотовая связь», «Интернет, IP», «Платное ТВ» и т.п.). И тем не менее, зачем мне в списке операторов, пусть и на последнем месте, «Чувашия Мобайл», если я несобираюсь  пользоваться услугами этой сети? Разумнее было бы предоставить пользователю возможность формировать некоторый пул из провайдеров, к услугам которых он прибегает, и подгружать в телефон только его, а не весь список целиком, который к тому же растет как на дрожжах и скоро физически не поместится в программе. В «Мобильном кошелке» нам сказали, что работают над этим вопросом, и следующая версия программы учтет данный момент.

Еще, как нам кажется, было бы неплохо организовать некое он-лайн приложение, которое мгновенно бы оповещало о пришедшем счете. В текущей версии программы вы не узнаете о входящих счетах, пока не зайдете в программу и не обновите информацию (или не посмотрите состояние счетов через интернет). Если не открывать приложение, то можно вовсе не знать о существовании неоплаченных счетов и прохлопать, например, отключение стационарного телефона. Было бы замечательно, если бы можно было организовать что-то вроде ICQ: замигала иконка на дисплее, вы на нее кликаете, открывается окошко: «Вам был выставлен счет за услуги МГТС за февраль 2007 года. Сумма: 156 рублей. Оплатить: да / нет.» Или «Вам был выставлен счет за ЖКХ. Справочная информация по телефону (495) 123-45-67. Сумма: 1534,56 руб. Оплатить: да / нет.».  Согласитесь, это гораздо удобнее, чем получать квитанции в почтовый ящик.

Последний недостаток не относится к минусам «Мобильного кошелька» — это следствие неважной унификации Java. И хотя в списке поддерживаемых телефонов «кошелька» присутствуют почти все современные модели, иногда случаются накладки. Например, у автора этих строк — Motorola SLVR L7. Программа устроена таким образом, что софт-кнопки задействованы на «Назад» и «ОК» (левая и правая соответственно). Но у сливера нет кнопки «С» (стирания последнего символа), из-за этого в текстовой строке (например, «Комментарии»), нельзя удалить набранный текст, можно лишь выйти и зайти в подпункт заново. Оказалось, что за удаление символа отвечает «Звездочка», а за пробел — «Решетка». К сожалению, такова особенность Java, да и как сделаешь по-другому, ведь у каждого телефона свои особенности навигации и расположение кнопок. И еще пока существует проблема с Java при использовании cмартофонов на Windows Mobile — для них пишется специальная версия «Мобильного кошелька», которая скоро увидит свет.

Вывод

«Мобильный кошелек» — это не замена банковской карты, а скорее ее дополнение.В скором времени мы наверняка увидим симбиоз этих двух сервисов. А пока «кошелек» является неплохой альтернативой платежам по счетам сотовых операторов, провайдеров различных услуг и прочих сервисов. Обслуживание программы почти ничего не стоит, но при этом позволяет оперировать деньгами с сотового телефона, где бы не находился пользователь, и в любое время суток. Некоторые недостатки у нее пока имеются, но с другой стороны она еще только встает на ноги. Думаем, что уже через полгода мы увидим вполне зрелую и «раскрутившуюся» систему с сотнями тысяч пользователей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *