Создание блок схем в Diagram Designer

Diagram Designer является приложением для создания блок-схем. В целом приложение способно соединять любые «блоки» поэтому в качестве блоков может выступать даже элементы электрической принципиальной схемы. Элементы-блоки можно составлять пользователю. Так же есть возможность построения графиков, слайд-шоу и даже встроенный калькулятор.

Откуда взять:

На официальной страничке http://logicnet.dk/DiagramDesigner/ указано несколько ссылок для получения последней версии (ниже надписи «Download with installer» в квадратных [ ] скобках).
Ссылка на языковое дополнение (включает русский) http://d16912502.u227.surftown.dk/Di…nguagePack.exe — «Download Language Pack (186 kb)». (дополнительная ссылка двумя постами ниже)

Установка

Установка программы: Запускаем DiagramDesignerSetup.exe → Accept → Browse → Укажите путь к папке в которую хотите установить Diagram Designer → Install → Дождаться окончания установки → ОК (выбираем язык) → ОК (выбираем ассоциации файлов).
Установка русификации: Запускаем LanguagePack.exe → Browse → Укажите путь к папке в которую хотите установить Diagram Designer → Install → Дождаться окончания установки → ОК (выбираем язык) → ОК (выбираем ассоциации файлов).

Если язык не сменился, заходим в директорию программы: Запускаем DiagramDesigner.exe → File → Options → Set program language → Выбрать в списке «Русский» → ОК → Хорошо → ОК → Закрыть программу.

Руководство

Для того чтобы освоить работу программы, попробуем создать простую блок-схему. Это гораздо эффективнее чем описывать, как сделать то, или иное действие.

Предполагается, что вы установили пакет русификации, если этого ещё не сделано, то можете обратиться к разделу «Установка» данного приложения.

Чтобы нам было проще понимать друг друга, давайте условиться называть колонку слева рабочей областью, а колонку справа – палитрой шаблонов. То что находится над ними – панель инструментов и панель документа, самая верхняя строка – панель программы. Все это продемонстрировано на изображении 1.

Изображение 1. Основные элементы интерфейса программы.

Выберем шаблон, который был специально создан для этого руководства:

ПКМ в «Палитре шаблонов» → Загрузить палитру шаблонов → simple

Изображение 2. Процесс загрузки шаблона «simple».

Примечание: на скриншоте красная стрелочка – куда передвигать мышь, красный заполненный кружок – ПКМ, красный пустой кружок – ЛКМ.

Создадим блок схему, показывающую действия человека делающего себе чай. После выполнения упражнения рекомендуется проверить алгоритм . Начнем с помещения прямоугольного блока, являющегося блоком «действия».

Зажать ЛКМ на блоке «действия» → Перетащить на рабочую область (левая колонка) → Отпустить ЛКМ.

Изображение 3. Добавление нового блока «действия» на рабочую область.

Примечание: на скриншоте синие пустые кружочки – зажать ЛКМ если она не зажата или отпустить если уже зажата.

Мы добавили первый блок в нашу блок схему. Более того, теперь мы умеем добавлять блоки в принципе – в основном мы будем добавлять блоки перемещением с «Палитры шаблонов» и расположении его в «Рабочей области».

Теперь уточним, что же за действие мы выполняем, ведь иначе блок не имеет смысла:

2хЛКМ → ЛКМ в области ввода → Ввести текст «Поставить чайник на газ» → Хорошо

Изображение 4. Изменение описания блока «действие» на нужный нам.

Примечание: желтый пустой кружочек – 2xЛКМ (двойное нажатие левой кнопкой мыши), черная стрелочка – означает, то, что нужно обратить на что-либо внимание, а не перевести туда курсор мыши.

Результат – текст внутри блока изменится на то, что мы ввели редактор. Как и со способом добавления нового блока, изменение описания блока так же однообразно – нажав на блоке который поддерживает описание 2хЛКМ вы сможете изменить его. Допустим, изменить описание блока условного оператора и записать внутрь его необходимое условие или условия.

Продолжим! После установки чайника на газ (электричество выключили) мы начнем подготавливать чашку. Добавим блок действия и изменим его описание на «Достать чашку». После, добавим ещё один блок действия с описанием «Засыпать заварку». И наконец, последний блок действия «Добавить сахар по вкусу». Результаты моих стараний можно наблюдать на изображении 5, сравните их со своими.

Изображение 5. Добавляем новые блоки действий.

Блоки раскиданы как попало, и это мало напоминает блок-схему. Конечно, можно расставить их более-менее в «столбец», но это тяжело и нудно. Поэтому сейчас мы научимся косвенному методу позволяющим сделать это – соединение блоков:

ЛКМ на элементе «линия» панели инструментов → зажать ЛКМ на центр нижней рамки блока «Поставить чайник на газ» (там изображено красное перекрестие) → Навести на центр верхней рамки блока «Достать чашку» → Убедиться что крестик на который мы привели поменял красный цвет на зеленый → Отпустить ЛКМ.

Изображение 6. Соединяем блоки.

Теперь эти два блока соединены, если конечно вы зажимали и отпускали в верных местах. Поначалу бывает трудно «прицелиться», хотя поработав с программой привыкаешь. Чтобы убедиться, что блоки были действительно соединены, выделите то пространство где хотите сделать такую проверку. В этой области все соединения будут подсвечены «зеленым», т.е. крестики будут вместо красных – зеленые.

Ах, и конечно так соединяются не только блоки действий, а все блоки. Важно лишь, что можно соединять их только за те места (обозначены красными крестами) которые предусмотрены блоком. К тому же правее на панели инструментов есть и другие соединительные линии – линия со стрелкой, коннектор, кривая. Предлагаю разобраться с ними на досуге.

Не лишним будет заметить, что соединять можно не только блоки, но и линии друг с другом. А ещё – связь не обязательно должна быть двухсторонней. И вообще – линия может «болтаться в воздухе».

Теперь про выравнивание блоков. Схватимся за блок «Достать чашку» и посмотрим, что будет. Полная инструкция:

Зажать ЛКМ на блоке «Достать чашку» → Передвигать блок левее пока стрелочка соединяющая блоки не выровняется → Отпустить блок.

Изображение 7. Выравниваем соединенные блоки.

Вот, уже начинает получаться что-то похожее на блок-схему. Не останавливаясь на этом, мы соединим и выровняем все остальные блоки. А потом добавим блок нового типа – блок «условия». Он обеспечит нам логику – развилку в пути, называйте, как хотите. Итак:

зажать ЛКМ на блоке «условия» → Перетащить на «рабочую область» → Отпустить ЛКМ.

Изображение 8. Добавляем блок «условия».

Как видите, добавление блока «условия» ничем не отличается от добавления блока «действия». Но закрепление материала… куда без него. А теперь, предлагаю соединить блок действия «Добавить сахар по вкусу» и новоиспеченный блок условия. Как только у вас это получится, стоит изменить описание блока условия с стандартного на «Чайник вскипел». Условие «Чайник не кипит» может быть «ДА» или «НЕТ» (TRUE и FALSE) – поэтому оно подходит. Все, что внутри блока условия преобразуется к «ДА» и «НЕТ» чтобы получить разветвление пути программы.

Но как же изобразить эти альтернативные варианты событий «ДА» и «НЕТ»? Принято путь выполнения «ДА» изображать под блоком условия, а путь выполнения «НЕТ» справа от него, но не на том же уровне, а ниже (это показывается, что программа продолжается, а не на том же уровне).

Чтобы провести связи от блока «условия» (куда их?) создадим те блоки, что будут идти в пути «ДА» и в пути «НЕТ». Добавьте блоки действий «Ждать минуту» — под блоком условия, а блок «Залить чай» справа от него. Вот что должно получиться:

Изображение 9. Добавляем блоки действий для пути «ДА» и пути «НЕТ».

Можно задаться вопросом: а что мешает нам соединить их прямо сейчас? В принципе – ничего. Но тут следует понять то, что для пути «ДА» (тот, что идет вниз) легко будет соединить обычной линией, в то время как для соединения блока действия «Залить чай» с блоком условия «Чайник не кипит» необходимо либо две линии, либо коннектор. В блок-схемах не допускаются линии «наискосок», поэтому одной линией не обойтись. Пример ошибочного соединения через одну линию представлен на изображении 10, а правильные варианты – на изображениях 11.а (через две линии) и 11.б (через коннектор).

Коннектор есть на палитре шаблонов, и более того – для лучшего понимания он как раз и соединяет блок условия с путем «НЕТ». На рисунке 11.б, обратите внимание на синий кружочек с цифрой «1» слева вверху от него. Он показывает, откуда брать коннектор. А сам синий кружочек как мы помним, означает «зажать ЛКМ»

Изображение 10. Ошибочное соединение блока условия с блоком пути «НЕТ».

а)
б)

Изображение 11. Правильное соединение блока условия с блоком пути «НЕТ»: а) с помощью двух линий; б) с помощью коннектора.

В результате мы имеем разветвление работы алгоритма (так же будет и с блок-схемами программ), но все же стоит указать где «ДА» и «НЕТ» тем более вначале это не совсем очевидно. Сделайте это так как показано на изображении 12.

Изображение 12. Добавление описаний к развилке от блока условия.

Теперь прекрасно видно, что когда происходит. Осталось только подумать что будет после действия «Ждать минуту» и после действия «Залить чай» и добавить это.

После «Ждать минуту» очевидно, нужно снова проверить чайник. Т.е. мы возвращаемся в место перед блоком условия «Чайник не кипит». Сделайте небольшую линию вниз от блока «Ждать минуту», к ней присоедините ещё одну линию, идущую на несколько сантиметров влево (так чтобы выйти левее блока «Ждать минуту»), потом – линия вверх, на уровень середины линии между блоками «Добавить сахар по вкусу» и «Чайник не кипит». Должно выйти, что-то вроде этого:

Изображение 13. Добавления пути назад. Часть первая.

Теперь остается «вернуться» в линию, которая идет между блоками «Добавить сахар по вкусу» и «Чайник не кипит». Если это будет обычная линия, подумайте – не будет ли двусмысленности от того что от блока «Добавить сахар по вкусу» идут две линии, и не понятно куда направлять программе. Чтобы этого избежать продолжим наш путь из трёх линий четвертой, но со стрелкой на конце:

Изображение 14. Добавления пути назад. Часть вторая, заключительная.

Примечание: То, что мы сейчас организовали, в программировании называется цикл. Возможно, вы уже знаете, что это такое, а сейчас мы увидели как они выглядят. На самом деле есть специальные блоки для циклов, но нагляднее изобразить их так. Важно же в блок-схеме, то, что мы можем создать принцип работы нашей программы, и лучше осознать как сделать её. И блок-схемы дают сделать это нагляднее всего!

Не забывая и про блок «Залить чай» продолжим его путь. Для этого стрелочками образуем дорогу вниз, а потом влево, так чтобы оказаться снова на «осевой линии» блок-схемы. Таковы правила, они делают блок-схемы более наглядными. После этого добавим блок «Пить чай» и, соединив его с последней линией, закончим блок-схему:

(в следующем посте…сюда не влезло)

Зная эти основы, вы легко можете освоить построение любой блок-схемы в этой программе. Экспериментируйте, ищите новые возможности.

Приятные мелочи

В Diagram Designer много удобных «способностей» которые не сразу можно обнаружить, чтобы вам было легче, я расскажу о некоторых из них:

1. Если при соединении блоков (или просто когда проводите линию от куда либо) зажать на клавиатуре кнопку Ctrl, то проводимая линия будет горизонтальна или вертикальна листу (в зависимости от того куда вы эту линию ведете). Этим удобно пользоваться, чтобы не выпрямлять «немного кривоватые» линии.

2. Кнопка F5 доставит много приятных минут после обнаружения. Дело в том, что она заменяет нудное «кликанье» на панель инструментов. Нажатие на F5 аналогично клику на последний использовавшийся инструмент на панели инструментов! Для примера попробуйте нарисовать треугольник. ЛКМ по инструменту «линия» → Нарисовать линию → F5 → Зажать ЛКМ на одном из концов линии и вести в новую точку → Отпустить → F5 → Зажать ЛКМ на одном из концов второй линии и вести в начало первой линии → Отпустить. Мы нарисовали три линии, но нажимали по инструменту линии только один раз, в остальных случаях она вызывалась кнопкой F5, а ведь кнопку нажать быстрее чем вести мышкой по экрану и кликать

3. Ctrl+A → Ctrl+C. В результате в буфере обмена окажется картинка. Более простыми словами – вы можете вставить рисунок своей блок-схемы в документ Word нажатием Ctrl-V (или ПКМ → Вставить). Если вам нужно сохранить изображение «на долгую память», то присмотритесь к Файл → Экспортировать страницу

4. Чтобы изменить масштаб листа блок-схемы удобно воспользоваться такими действиями: Зажать Ctrl → Крутить колесиком мыши

5. Зажав колесико мыши, вы можете перемещать лист. Попробуйте, чтобы понять, какой здесь толк.

6. Программа поддерживает слои и многостраничность в пределах одной блок-схемы. Присмотритесь к нижней панели (она находится под «рабочей областью» и «палитрой шаблонов»)

7. Вы можете более точно перемещать любые выделенные элементы, если зажмете клавишу Ctrl и будете нажимать клавиши стрелок (←, →, ↑, ↓). Точность перемещения устанавливается в Файл → Опции → Сетка.

Создание блок схем в Diagram Designer: 1 комментарий

  • Вторник Май 30th, 2017 в 13:02
    Permalink

    It is in reality a great and useful piece of info. I am
    happy that you simply shared this useful info with us.
    Please keep us informed like this. Thank you for sharing.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *